Текст

--- Информант ---
Пол: женский
Год рождения: 1884 (подсчитано системой)
Возраст на момент записи: 85
Образование: Начальное
Комментарий к образованию: Малограмотная.
Тип говора: Старожильческий
Комментарий: Местная уроженка.Работала в колхозе. Была в Томске.
Информация о собеседниках: [Нет данных]

--- Запись ---
Место записи: деревня Тызырачево, Шегарский район, Томская область
Дата записи: 1969

--- Источник ---
Номер тетради: 859 (инв. № 601)
Собиратели: студентки 374 группы: Борисенко И., Бубёнова Н., Бушенко Т., Банщикова Л., Маркова
Расшифровщики: Набор текста: Зюзькова Н.А. Проверка текста: Земичева С.С.
Разметчики: Земичева С.С.

--- Текст ---
Количество слов: 855
Слов информанта: 852
Слов в комментариях: 3


Деревня наша стари'нна. Купец Тызарачев строил. Я рожде'нка здеся. И замуж здесь же вышла. Высватали, запас сделали. Жаних приехал, чай попили, тоды' стал невесту катать и девок по ву'лице на коне'. Приехали на двенадцати лошадях. Он здешный, а я жила десять вёрст отсюда. Невеста собрала'ся и сваха к невесте. На свадьбу надела сати'ново огонько'во платье, подвенешно. Уваль длинная на го'лову, светы были куплены.
С. 2
Шла по согласию. Глянется жани'х – пойду. Сватали меня шесь, я пошла за семо'го. Я высо'ка, а они ниже меня. Я буду высо'ка супроти'в него, а он низкий. За семо'го я просва'талась. Ну, рукобитье, запи'ли. Вырядила с его ведро вина, ешо много чего. Весело' было. Гуляли.
У меня коса заплетёна. Подружки подхо'дют, расплетают. Сама в голос плачу. Я жа сирота была. Мать молодая умерла, тридцать три года. Потом отец женился, мачеху узя'л. Поку'ль замуж не ушла, всё делала на ребятишек.
С. 3
Чижало, миленьки, жили. Но раньше дорожили стариками. Ребятишки были у во всех. Хоро'ши росли, никуда не лазали. Ели [Если] притошшыт игрушечку – отнеси, где взял.
Таперича <восемьдесят> пять лет, а нонча только не косила. Отец жил <восемьдесят> пять лет и на своих ногах и ву'мер.
Хлебушку сеяли всё руками. Тоды' было так: увяжут мешок за уголок, пове'сют на шею, хо'дют, сеют. Высыпет, опеть насыпа'т. Машины стали только до войны. Ходили в город пешка'ми, на санка'х ездили.
С. 4
Дворов так было двадцать, больше не было. Хресьяны были зажиточны, помещиков не было. Мельницу доржа'ли. В их домах тапе'рь клуб и школа. Их тогда сослали в двадцать девятом году. А нас окула'чили. А мы сеяли то'ко четыре гехта'ра и своей силой убирали, никто на нас не батрачил.
В тридцать семы'м году забрали мужа по линии энкаведе [НКВД]. Кулачили народ ни за что. Мы детей хрестили, за хрешшэнье и забрали. И безызвестно до сих пор. У меня всего семнадцать было человек, живых осталось трое.
С. 5
Чижало было. Вутром встаёшь, по три-четыре ква'шни исстряпывали кажнай день. Овечек доржали, ягнятся, подъягню'шки. Свиней – в опоро'сях, там коры'тья, пойла. Высыпешь куль невейки – овса, пудовку муки замешашь – тоды выгоняшь. Лошади в стайке были. Коровы где? А глухи, закрыты дворы были. Караву'лишь – корова ежели стельна.
Ноги пристывали к обу'ткам. Пимы не оденешь – мо'кро.
Щасы – петух. Отстряпасся до све'ту, пашенишну ква'шню, аржану' спекёшь. Семья больша' была, да ешшо мужики – купцы наезжали.
С. 6
Свёкор был хлебосольный. Никого без угошшэния не выпустит.
На работу надевали холшшову юбку. В празднишны дни по десять па'сов пряли. А как ели [если] проста' неделя – двадцать па'сов напрясть. Аршин сто выткешь.
Одёжу щас не таку' носят. Тоды' просмеяли бы. Юбки были долгие. Наденешь – ног не видать. Двенадцать аршин юбка. Четыре четверти аршин, пятая четверть – уже метра. Платьев много шили. Из холста, из материя. Покупали, ткали. Как ткали? А в кросна' вставишь,
С. 7
навьёшь на колоду, вденешь в нитченки, в бердо' и ткёшь.
Мужики носили рубахи с подоплёкою. Ворот-ошейник и приплёток. Брюки широ'ки плисовы, на ногах сапоги. В лаптях не ходили. Приезжие – е'ти ходили. Обу'тки у нас шили с кожи с коровьей. С барана только шубы шили, <пулушубки>. На сапоги делали тёплый подклад. А тапе'рь с овчины не делают. Два рубли овчина, три.
В хозяйсве у нас жеребес был. Дуга тянула пуд. Насядут на сани – целы сани везёт. Только снег раскидыват в разны стороны.
С. 8
У свёкра было четырнадцать лошадей. Гнеды', рыжи, игре'ни. Ро'стили дома, доморо'шшэны.
В войну татары свёкра омману'ли. Сказали, что на гусуда'рство, а не на гусуда'рство укупили того жеребса'.
Праздники весело гуляли. О праздник Вознесенье прихо'дют девушки, ребяты с других деревень. Соберёшь конпанию, гуляешь. А в другой деревне – Троица. Угошша'ют, круг играют, песни поют круговы', пляшут.
На вечёрку придут под окошко ребяты звать. У роди'телев спрашивам.
С. 9
Без спросу не пойдёшь. И не ходили пара'ми. Коды' переселенцы приехали, тоды' стали парни с девками пара'ми ходить. А нам было чу'дно.
Играли вечёрки, песни пели, в «суседи» играли. Король у их выбранный. Посадят девку на коленки к парню и говорят: «С коленки на коленку, повидаться помаленьку». Тапе'рь такого нету.

Грамотных мало было. У нас в деревне двое грамотных, два старика. Один поляк, другой свой. У нас учили тоды' – два пийсят плати за месяц.
С. 10
Достатку не хватало, вот и не учились. Учились, кому желательно. Пло'тют – и учатся. Тут уж у меня парень с пятнадцатого году – так по домам ходил старичок, учил. Неделю у меня поживёт, потом у другого. Школа с войны – от стала. Нет, до войны стала школа. Учили хорошо, крепко. Как <шшалкнёт> учитель линейкой!
Колхоз?… В каким году?… И не знаю. В тридцать, однако, первом году стал колхоз. Был старик <Чувалов> председатель. Потом много их перебыло, не
С. 11
пересчиташь.
Ягоды много было. Кулубница, смородина, черёмуха, кисли'ца, малина местами в бору. Щас городски много рвут. А тодыть с городу никто не ездил, здешный народ на работе.
Таперичка разъезжаются в город. А я вот город не люблю. Была в Томским, дак стосковалась по дому. Не люблю во'череди. Городски нахальны. Прибежит какая встанет: «Я была, я была». И спереди': «Была, была».
Родни у меня много. В Томским, в Лекса'ндровке. Мои ўнучаточки в Днепропетровске.
С. 12
Болею, а то съездила бы, посмотрела. Девочка ста'рша десятилетку кончила. Мастером рабо'тат у Чёрного моря. Маленький тоже нынче вышел с детдома. Пишет: «Баба, ты не плачь, я учусь на художника». Так вот все выучились – людями стали.