Текст

--- Информант ---
Пол: женский
Год рождения: 1894
Возраст на момент записи: 73
Образование: [Нет данных]
Комментарий к образованию: [Нет данных]
Тип говора: Старожильческий
Комментарий: [Нет данных]
Информация о собеседниках: [Нет данных]

--- Запись ---
Место записи: село Малое Бабарыкино, Шегарский район, Томская область
Дата записи: 1967

--- Источник ---
Номер тетради: 808 (инв. 425)
Собиратели: Бамбизова Л.
Расшифровщики: нет данных (для корпуса); проверила Кузнецова С.С.
Разметчики: Васильченко А.

--- Текст ---
Количество слов: 962
Слов информанта: 960
Слов в комментариях: 2


Родилась я ту'та недале'че – в Оста'льцево. Сюда перевезли меня ребёнком. Ту'та и работали. Семья была большая: нас, отцовских, пять штук. Самый старший – двена'сать годо'в, а младший – один годо'к. Потом отец женился на другой, та тоже с двумя детьми, а ту'та ешшо' один мальчик через девять месяцев народи'лса. Да у тя'ти мово' [моего] ешшо' мать с отцом были, и вместях с нами и жили. Вот така' семья была. Всех и повы'растили. А колхоз в двадцать девя'тым го'де образовался, тода' и в его вступили. С первых дней туда начали заходи'ть.
С. 58
Всю скотину, всё в колхоз сдавали. У нас хозяйство большое было, ведь и семья была большая, а жить-то надо было. Понача'лу трудно было, дело'в много, работать некому. День и ночь работали да работали.
В войну ту'та и очиски [очистки] карто'вны ели, и карто'шки мёрзлы, и траву варили. Вся'ко бывало. Жил народ трудно. Село раньше было меньше. В войну всё порасстро'илось, нужно было застроить много. А вот сейчас и застроили.
Ткали мы много и всё ночами. Лён сеяли, потом его дёргали, стла'ли, сушили, мочили, после и пряжу делали. А потом ткали холсти'ну.
С. 59
А ско'ко бели'ть её надо было. И всё по ночам делали, днём-то работать в поле на'доть да по хозяйству поспева'ть. И покрасить холсти'ну надо опять же. А краски не'ту, дак кору берёзову брали, травы ра'зны и так вот и красили. А сейчас во'на как фабрика одева'т, обува'т. Лишь бы деньги были! А раньше и денег не было, хошь работали день и ночь, часов не знали. Раньше-то как: ку'пют тебе к Па'ске одно платье да вот и ходи. А сейчас девкам что не жить. Вон сколько платьев. Что в городе стало хорошо жить, что в селе. Живи и радуйся такой жизни.
С. 60
Семья у меня ма'лая – одна дочь. А живу у внука: у его сем детей, вот я и вожу'сь с и'ми. Сам он рабо'тат трахтори'стом, получа'т много. Зимой и монтёром рабо'тат. Он мастер на все руки. А почему село Батуриным на'звано, так про то много говорят. Говорят, что Батуриных здесь много ши'бко жило. Может оно и так, да тапе'рь кто про это знат. Старые все встали, разве упомнишь это. У нас в селе праздники престо'льны справля'ют. В Пасху все всё говорят и в писаньях ска'зано, что Ису'с Христос воскре'снет. Раньше-то его мучили, а потом он воскре'с.
С. 61
Вот и празднуем этот праздник, я'йцы красим, куличи печём, я'йцы ката'м. Ешшо' этот праздник Воскресе'ньем Христа шшыта'ют.
Раньше и свадьбы не так справляли, как их но'нче справляют. Много хлопоты' тода' было. Уж стряпают всё, пироги делают, а потом деньги на эти са'мы пироги' кладут. Ну и к попу' е'здют, венчаются, а без этого кака' же жизнь, никакой её и не будет. Мой-та ходил со мной на гулянки, а потом пришли мы бласловле'ния у роди'телев просить. У его родители до'бры были, нас бласлави'ли, не ругались. Дитя кода' народи'лось, мы его в це'ркву возили.
С. 62
Его там в купе'ль три раза куна'ли, поп над им молитву читал, еле'ем крутил, крест давал цылава'ть. Уж по'сля только куме и куму на руки дал. Раньше и имя поп давал, потом и в книгу заносил. Какой был день, тако' и имя давали. Братовья' мои народи'лись в день Петра и Ивана, вот и прозва'ли Петром и Иваном. Вот таки' праздники у нас и были.
А если де'вка народи'тся, дак это в доме горем шшыта'ли. На поле куды' девку пахать пошлёшь? У нас в семье их две было, дак всё по дому делали. А оно и ту'та делов, что на поле: одной карто'шки летом поподбива'ть ско'ко
С. 63
надо, а как начнём копать, дак и копа'м только мы одни. Раньше-то колхоза не было, дак всё сами садили, и хлеб, и овсы', и карто'шки. А её и себе на'доть, и скотину опять ей же кормить. Свиньи, они только на карто'шках и живут. А потом братья подоспе'ли да поженились все. Мы дома одне' с тя'тей и мачехой остались. Вот тода' и на поле стали ездить, заме'сто братов. Они-то отдели'лись, у самих хозяйства да дети пошли', где же нам уж помо'чь! А тя'тя один не справится, вот мы с сестрой и пахали, и боронили, все работы на поле делали заме'сто мужиков. Бывало,
С. 64
летом рабо'там, рабо'там, дня не видим, а зимой опять же рабо'там. Други' дома сидят, а мы рабо'там. Напрядём всего да мыть начнём. А раньше известно что носили: всё из холста'. А отбелишь его а'ли покрасишь, дак куды' как хорошо. Что у меня раньше было: рубашка холшшо'вая да пла'тья вдвоём с сестрой. Да так уж и ходили, тому' рады были. У меня мужик хороший был. Он всё говорил: «Давай, Арина, продадим скотину каку'-нибудь и купим тебе одёжки». А что ж, если их попокупля'шь, дак без скотины голодом сидеть что ль? Жалко ведь её.
С. 65
А ту'та и война пошла, ту'та не до платьев, ту'та ись нечего было. Сначала-та и коро'вка хорошо давала, и свинья у нас была. Ись что было, только работай. А потом, как мужики ушли, дак одни бабы остались, а что они на полях срабо'тают? Сеять меньше стали, а солда'тов кормить нечем. Карто'шки не поспева'ли копать, так и мёрзла в земле. А кода' голод на'чался, ту'та уж не до хлеба. Мы его всю ту пору чистого-то и не видели, почита'й. То с травой да с карто'шками меша'ли, а та'ма и карто'шка конча'лась. По снегу ходили мёрзлые карто'шки в поле рыли да варили.
С. 66
И э'того не сытно ели. Детям всё стара'шься дать больше да получше, они же малые, ничего не понимают, ись хотят. А сам идёшь в поле голодный, аж шата'т тебя всю. В отдых-то свалишься в траву и не видишь от голоду. Опухали не'которы даже. Вот така' и жизнь была, радости да веселья мало было. Это сейчас жизнь пошла хорошая, жить можно. А тода' хошь бы выжить как-нибудь. Сейчас хорошо, только стара' я уже стала, что мне тапе'рь нужно.